Классическая гитара в XXI веке 4

«О, не жди от нее молчанья…»
О IV Международном фестивале «Классическая гитара в ХХI веке»

в Казани

 

В последние годы гитара стала необычайно популярным инструментом в Казани. Ей посвящают международные фестивали, многочисленные концертные программы.

Одним из самых значимых мероприятий Казани, посвященных гитаре, стал Международный фестиваль «Классическая гитара в ХХI веке», который проводится ежегодно с 2007 года. За время своего существования фестиваль не только успел полюбиться казанским слушателям, но и органично вписался в культурный облик нашего города, пополнив необычайно яркую палитру фестивальной жизни Казани, стал престижным музыкальным событием республики. Участниками фестиваля в разные годы были всемирно известные гитаристы – Андреас фон Вангенхайм (Германия), Аниелло Дезидерио, Флавио Сала (Италия), Пабло Сайнс Вильегас, дуэт Melis (Испания), Горан Кривокапич (Черногория), Владимир Доценко (Украина), Давид Павлович (Венгрия), Артем Дервоед, Дмитрий Илларионов (Россия).

Идея проведения Фестиваля принадлежит замечательному молодому гитаристу, заслуженному артисту Республики Дагестан, лауреату международных конкурсов, музыканту, в котором сочетаются способности организатора и исполнителя, Айнуру Бегутову, который стал художественным руководителем нового фестиваля и  возглавил новое художественно-просветительское движение в нашем городе. Идея молодого музыканта реализовалась благодаря активной поддержке и личному участию председателя Союза композиторов Татарстана Рашида Калимуллина.

Учредителями фестиваля являются Министерство культуры, Союз композиторов Республики Татарстан и Мэрия города Казани при поддержке Центра современной музыки Софии Губайдулиной.

С 17 по 21 марта в Казани состоялся очередной IV Международный фестиваль «Классическая гитара в XXI веке». В рамках фестиваля прошло 3 концерта, лекция-концерт «Золотой век русской гитары», творческая встреча с гостями фестиваля в режиме on-line, организованная салоном-магазином «Все для музыканта».

По мнению профессиональных гитаристов, побывавших на концертах фестивалей «гитарная общественность взбудоражилась и получила мощный импульс для развития». Нынешний фестиваль не только подтвердил это высказывание, но еще раз продемонстрировал огромный интерес самой разнообразной слушательской аудитории к гитарному исполнительству и музыке, охватившей диапазон от самой высокой классики до гитарной «попсы», которой, тем не менее, удалось вписаться в рамки академических концертных программ фестиваля.

Задачи Фестиваля очень понятные и направлены на то, чтобы расширить представление казанского слушателя об одном из наиболее популярных, демократичных и любимых инструментов в самых разных уголках нашей планеты – классической гитаре. Художественному руководителю Фестиваля удается заинтересовать и представить публике нашего города выдающихся музыкантов современности, лидеров мирового гитарного исполнительства.

Вместе с тем, I Международный конкурс исполнителей на классической и русской семитструнной гитаре имени М.Т.Высотского, состоявшийся в рамках III фестиваля «Классическая гитара в XXI веке»-2009 стал действительно первым за всю двухсотлетнюю историю существования гитары в России. Подобного конкурса, идея которого обращена к возрождению истоков русской гитарной школы, в России не проводилось.

17 марта в Государственном Большом концертном зале им.С.Сайдашева состоялось торжественное открытие фестиваля. Перед публикой выступили ведущие музыканты Казани: гитаристы Виталий Харисов и Айнур Бегутов, Ансамбль Новой музыки, дирижер – народный артист Татарстана, художественный руководитель оркестра «La Primavera» Рустем Абязов, присутствие которого стало одной из главных составляющих успешного исполнения сложной концертной программы.

Мягко, элегично и изысканно прозвучала Серенада для двоих Г.Шварцбергера, солировал мэтр гитары и любимец публики Виталий Харисов. Айнур Бегутов, из года в год совершенствующий свое исполнительское мастерство, исполнил сложный по замыслу, масштабный Концерт для гитары бразильского композитора Э.Вилла –Лобоса.

Гостем программы стал известный в мире джазовый гитарист-виртуоз, композитор, импровизатор, профессор Парижской национальной консерватории, музыкант высочайшего уровня Роланд Диенс из Франции. В 1988 году Диенс вошел в число 100 лучших из ныне живущих гитаристов всех стилей и направлений. В Казани он впервые, и свое выступление начал со слов: «Для меня большая честь прибыть в такое прекрасное место с такой теплой публикой. Русские – самая музыкальная публика». Особый шарм всему происходящему придавали комментарии маэстро к своей программе, из которых стало ясно, что русский народ имеет репутацию, как и бразильцы, «плачущих при звучании сентиментальной музыки». Основываясь на этом, устоявшемся за рубежом мнении, он и построил концертную программу: звучали композиции преимущественно меланхоличные, лирические, романтичные. Диенс, делая реверанс России, выражая знак почтения, во французском прочтении исполнил знаменитые «Подмосковные вечера» В.Соловьева-Седого. Игра Диенса – это рассказ о самом сокровенном, он будто погружается в свой инструмент, полностью сливаясь с ним, (закрывая во время игры глаза, и, открывая их только в момент раздающихся в зале звонков телефона и скрипа кресел). Все-таки, публика наша хоть и музыкальная, но культуру слушания воспитывать необходимо.

В рамках фестиваля 19 марта в зале Союза композиторов Республики Татарстан прошел концерт лауреата международного конкурса ансамбля «Guitarra Magia». Ансамбль «Guitarra Magia» – это коллектив преподавателей и учащихся Казанского музыкального колледжа им.И.В.Аухадеева, руководитель – Александр Лаврентьев. Ансамбль ведет активную музыкально-просветительскую деятельность. В их исполнении прозвучали переложения популярных сочинений зарубежных, русских и татарских композиторов.

Музыкально-просветительская задача фестиваля была подчеркнута состоявшейся 20 марта в  историческом зале Казанского музыкального колледжа им.И.В.Аухадеева лекцией-концертом «Золотой век русской гитары». Лекцию с высокопрофессиональным исполнением композиций для семиструнной гитары провел художественный руководитель фестиваля Айнур Бегутов, который на сей раз выступил страстным пропагандистом возрождения интереса к истории русской гитары.

Лекция была приурочена 160-летию со дня смерти патриарха - композитора и создателя метода игры на русской семиструнной гитаре Андрея Осиповича Сихры. «Моя цель – говорил Бегутов, – вспомнить о заслугах А.Сихры, обратить внимание на его вклад в развитие русской культуры, популяризацию и пропаганду гитары в России».

Настоящим праздником стал Гала-концерт фестиваля – калейдоскоп талантливых музыкантов, виртуозов, и, несмотря на молодой возраст, высоких профессионалов своего дела.

Публика тепло приняла премьеру Сонаты-фантазии для гитары композитора Рашида Калимуллина, представленную молодым гитаристом, лауреатом международных конкурсов Михаилом Нагорновым.

Большой интерес вызвало выступление филармонического дуэта «Рандеву» (Самара) и лауреатов многочисленных престижных международных конкурсов, гастролирующих по всему миру «Торнадо» (Ростов-на-Дону-Москва). Свое смелое название дуэт «Торнадо» оправдывают в полной мере. Их выступление – это мощный всплеск профессионализма, артистизма и обаяния. Казанскую школу представили квартет гитаристов Казанской государственной консерватории    им. Н.Г.Жиганова, под руководством Виталия Харисова, и Айнур Бегутов.

Во втором отделении концерта слушатели оказались во власти дуэта гитаристов: Марко Тамайо (Куба), Почетного гражданина Алессандрии (Тамайо второй, кто удостоен этого титула после выдающегося венесуэльского гитариста Алирио Диаса), и Анабель Монтесинос (Испания), которая в свои 25 лет является лауреатом 17 международных конкурсов, на 13-ти из которых завоевала первые премии. Профессионалы высочайшего уровня Марко Тамайо и Анабель Монтесинос представили широкую панораму гитарной музыки от И.С.Баха до композиций легендарной группы «Beatles». Вместе с тем основу их разнообразной программы составили сочинения классиков испанской и итальянской музыки: Н.Паганини, И.Альбениса, Ф.Таррего, Л.Брауэра, Ф.Сора, вызвав восторг ценителей подлинного гитарного искусства.

Подвижническая деятельность организаторов фестиваля не всегда находит понимание. Учитывая все сложности сегодняшнего дня, и прежде всего финансовые, хотелось бы надеяться, что деятельность таких лидеров, как Айнур Бегутов, направленная на воспитание, просвещение самых широких слоев общества, и прежде всего молодежи, будет поддержана и продолжена.

 

Музыковеды Р.Усеинова, А.Касьянова


A. Agibalov. "Klen ty moy opavshiy"
Carlo Domenikoni. Koyunbaba. Presto
Sergei Rudnev. "Under your charming caress"
Фото из галереи