Классическая гитара в XXI веке

I Международный фестиваль «Классическая гитара в XXI веке» в Казани

 

28-30 марта 2007 года в Казани (Республика Татарстан) состоялся I Международный фестиваль «Классическая гитара в XXI веке». Идея проведения Фестиваля принадлежит художественному руководителю Центра современной музыки Софии Губайдулиной, гитаристу Айнуру Бегутову. Выпускник Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова по классу гитары А. Бегутов в настоящее время является  ассистентом-стажером  в Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва).

Казань – город фестивальный. Это один из крупных культурных российских центров. Из наиболее значимых международных фестивалей, проходящих в Казани можно назвать Шаляпинский оперный фестиваль, отметивший свое 25-летие, балетный фестиваль имени Рудольфа Нуриева и, получивший широкое признание, Международный фестиваль современной музыки «Европа-Азия».   I Фестиваль «Классическая гитара в XXI веке», вызвавший ажиотажный интерес у музыкантов-профессионалов, педагогов  и любителей музыки, обещает пополнить ряд уже нашедших своего зрителя музыкальных форумов нашего города.

Среди особенностей прошедшего фестиваля, прежде всего, нужно отметить высокий исполнительский уровень участников. Это – уже известные молодые гитаристы, многократные лауреаты международных конкурсов, Горан Кривокапич из Черногории, итальянский гитарист Флавио Сала и блистательные российские музыканты Сергей Руднев и Артем Дервоед. Высокую исполнительскую школу  показали казанские музыканты: доцент Казанской консерватории, композитор Виталий Харисов, лауреат Международных конкурсов Айнур Бегутов и студенты Казанской консерватории Михаил Нагорнов и Юрий Волков.

Усилил интерес к концертам фестиваля и то, что ряд сочинений для гитары с оркестром в Казани прозвучали впервые. И, пожалуй, самым приятным сюрпризом для организаторов фестиваля стал огромный интерес публики к фестивалю, все концерты которого, начиная с камерного зала Союза композиторов и до Большого концертного зала, прошли при аншлагах.

Учредители Фестиваля - Управление культуры администрации  Казани и подведомственный ему Центр С. Губайдулиной. Это обусловило активное участие в концертах детских музыкальных школ города. Поддержку Фестиваля оказал и Союз композиторов республики. Здесь  проходили камерные концерты и мастер-классы. Открытию Фестиваля предшествовал небольшой, но очень трогательный и светлый концерт юных гитаристов, в исполнении которых прозвучали сочинения М. Джулиани и Х. Кардоссо, Л. Брауэра  и М. Каркасси, Э. Вила-Лобоса и М. де Фальи. В камерном концерте студентов консерватории и Казанского музыкального училища свое мастерство продемонстрировали учащиеся известных казанских педагогов – А. Лаврентьева и  композитора В. Харисова.

Центральными событиями  в особняке Союза композиторов, явились авторский концерт заслуженного деятеля искусств Татарстана, композитора и гитариста  Виталия Харисова и мастер-класс гостя фестиваля, заслуженного деятеля искусств России, композитора Игоря Рехина. Творческая встреча и мастер-класс, урок коллективной импровизации для учащихся музыкальных школ, оставили яркое впечатление у педагогов и учащихся. В заключение встречи гитарный оркестр, состоящий из 20  юных музыкантов с увлечением исполнил небольшую пьесу в форме марша, где каждый исполнитель мог продемонстрировать свои творческие возможности.

В рамках авторского концерта В. Харисова состоялась презентация, во многом уникального, авторского сборника «24 прелюдии» для гитары». С большим интересом было прослушано авторское исполнение этого цикла. В программе концерта прозвучала  премьера Романтической сонаты в русском стиле «Свидание с Бонапартом» -  по прочтении романа Б. Окуджавы. Учителем и учеником – лауреатом международных конкурсов М. Нагорновым,   были исполнены дуэты для двух гитар.  

Высокую планку концертов Фестиваля   во многом определило участие одного из лучших  оркестров России – Государственного камерного оркестра «La Primavera» и его художественного руководителя  заслуженного деятеля искусств России, народного артиста Татарстана Рустема Абязова.

На открытии Фестиваля, названному «Воспоминание о России», слушателям была предложена насыщенная программа –  концерты для гитары с оркестром А. Иванова-Крамсокого, И. Рехина, В. Харисова и его же Концерт-симфония. Впервые исполненный в Казани гитарный концерт А. Иванова-Крамского, открывший фестивальные программы, явился своего рода приношением казанских музыкантов этому замечательному советскому гитаристу и композитору. Солист – студент Казанской консерватории Юрий Волков, участник международных конкурсов гитаристов, несмотря свой юный возраст продемонстрировал глубокое понимание исполняемой музыки, умение чувствовать оркестр.

Затем состоялась казанская премьера   «Русского концерта»  Игоря Рехина, написанного  специально для русской семиструнной гитары. Это первый концерт с оркестром для семиструнной гитары в истории русской музыки. Работа над концертом продолжалась более трёх лет и была завершена композитором в 1988 году. Но впервые Концерт был исполнен в версии для шестиструнной гитары лишь в 2001 году в Гданьске (Польша). Для казанской премьеры И. Рехин сделал новую редакцию  оркестровой партитуры, а солист Лауреат международных конкурсов А. Бегутов подготовил новый вариант гитарной партии. «Русский концерт» написан в лучших традициях отечественной композиторской школы первой половины XX века. В тоже время в партитуру концерта  композитор органично включает и современные средства музыкального языка. Большим разнообразием и красочностью отличается партия семиструнной гитары, вдохновенно исполненная солистом Айнуром Бегутовым.

В его же  исполнении во втором отделении прозвучал «Дагестанский концерт» для гитары с оркестром композитора В. Харисова, наполненный энергией кавказских и дагестанских интонаций и ритмов.  В концерте-симфонии для гитары, флейты и струнного оркестра В. Харисова  солировал сам автор. Все сочинения были, тепло приняты слушателями. Высшей точкой концерта – открытия явилось выступление талантливого российского гитариста и  композитора  Сергея Руднева, исполнившего собственные композиции.

Контрастом первому концерту, названному «Воспоминание о России», явился заключительный Гала-концерт  «В ритмах Испании»,  ставший  самой «высокой нотой» фестиваля. В программе преобладала испанская музыка и один из его патриархов – композитор Хоакин Родриго. Гитарист из Черногории Горан Кривокапич представил слушателям «Фантазию для джентльмена» и широко известный концерт «Аранхуез» Х. Родриго. Впервые приехавший в Казань Г. Кривокапич поразил искушенных слушателей не столько безупречной техникой, но глубиной и изысканностью исполнения. Один из  классических журналов гитары Великобритании, характеризуя «впечатляющий уровень  исполнения», назвал  музыканта «абсолютным художником». «Элегический концерт»  Лео Брауэра, включенный в программу гала-концерта, в Казани исполнялся впервые. Лауреату полутора десятков различных международных конкурсов, гитаристу  Артему  Дервоеду удалось передать философскую глубину и изысканность музыки композитора.  Финальным аккордом заключительного концерта прозвучал «Мадригал» -  концерт для двух гитар Х.Родриго. Международный дуэт ярких и талантливых музыкантов Флавио Сала  и Артема Дервоеда  явились достойным завершением фестиваля. Участники и гости фестиваля отметили высочайший уровень Государственного камерного оркестра «La Primavera» и его бессменного художественного руководителя и главного дирижера – Рустема Абязова.

Трудно не согласиться с  мнением  гостя фестиваля композитора И. Рехина: «Первый фестиваль в Казани приятно удивил и даже поразил высоким уровнем исполнительства» .

Беседы с музыкантами, профессиональными гитаристами после фестиваля подтвердили: старания его устроителей были не напрасными. Вот мнения некоторых из них. «Гитарная общественность взбудоражилась и получила мощный импульс для развития. Фестиваль показал казанцам то, к чему можно и нужно стремиться». «Гитаристов уровня Горана Кривокапича и Флавио Сала в Казани еще не было, а Артем Дервоед подарил слушателям лучшее из своих выступлений». Гала-концерт Фестиваля, прошедший в одном из лучших концертных залов России – Государственном Большом концертном зале имени С. Сайдашева, был нереально хорош. Лучшие молодые гитаристы Европы в сопровождении одного из лучших оркестров России «La Primavera» исполняли шедевры мировой гитарной классики. Таким получился I Международный фестиваль «Классическая гитара в XXI веке» в Казани.

 

Рамзия Усеинова

музыковед



Carlo Domenikoni. Koyunbaba. Presto
Sergey OREHOV “Doze weeping willows”
A. Agibalov. "Klen ty moy opavshiy"
Фото из галереи