Айнур Бегутов – заслуженный артист Республики Татарстан и Республики Дагестан,
лауреат международных конкурсов в России, Китае, Австралии, Израиле.
Исполнитель на классической, русской семиструнной гитарах и ренессансной лютне.
Музыкант совершенно нового формата, успешно совмещающий музыкально-исполнительскую, общественную, менеджерскую деятельность с высокими достижениями в педагогике.
Имя Айнура Бегутова известно далеко за пределами нашей страны благодаря многочисленным амбициозным проектам.
Получил блестящее образование в Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова (класс доцента Виталия Харисова, 2005 г.), успешно окончил ассистентуру-стажировку при Российской Академии музыки им. Гнесиных (класс профессора Николая Комолятова, 2007 г.). В сентябре 2010 года завершил обучение в Аспирантуре Королевской консерватории Брюсселя (класс профессора Антигони Гони). Там же прошел теоретический и практический курс игры на ренессансной лютне (класс профессора Дирка Де Хертога). Повышал свою квалификацию на мастер-классах зарубежных гитаристов, таких как Фабио Занон (Бразилия), Аниелло Дезидерио и Карло Маркионе (Италия), Хуберт Кеппель и Райдберт Эверс (Германия), Роберто Аусель (Аргентина), Марко Тамайо (Куба), Линд Магрей (США).
Музыкант активно гастролирует. Выступал с сольными программами практически во всех регионах России. Гастролировал в США, Австралии, Китае, Южное Корее, Испании, Италии, Франции, Польше, Финляндии, Бельгии, Австрии, Люксембурге, Словении, Германии, Украине. По приглашению Россотрудничества выступал с программой из музыки русских композиторов в Брюсселе, Любляне, Вене, Люксембурге, Варшаве.
Он частый и желанный гость на таких музыкальных фестивалях, как «ProGuita» (Германия), Фестиваль им. М.Льобета (Испания), «Poznan Guitar Festival» (Польша), «Северное Сияние» (Якутия), «Мир гитары» (Калуга), «Дни Российской культуры» (Иваново), Европа-Азия (Казань), «Цветущий багульник» (Чита) и мн.др.
В качестве солиста сотрудничает со многими коллективами, среди которых: Государственный симфонический оркестр г. Тамбова, Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, Симфонический оркестр г. Жуковский, Сочинский муниципальный симфонический оркестр, Государственный камерный оркестр «La Primavera» (Татарстан), Камчатский камерный оркестр имени Георгия Авакумова, Оркестр народных инструментов (Дагестан), Оркестр народных инструментов (Татарстан), Государственный камерный оркестр Республики Дагестан, Оркестр русских народных инструментов Пермской филармонии, Оркестр «Новая музыка» (Казань), Государственный концертный оркестр Якутии, Московский камерный оркестр «Musica Viva», Камерный оркестр Калининградской областной филармонии, Камерный оркестр Вологодской областной филармонии.
Отличительной особенностью творчества Айнура является то, что он активно пропагандирует «русскую гитару», возрождая репертуар и традиции музицирования на семиструнной гитаре. Стал первым российским музыкантом, исполнившим концерт для семиструнной гитары и симфонического оркестра (Игорь Рехин «Русский концерт»). Специально для Айнура, расширяя репертуар для «русской гитары», пишут музыку такие современные композиторы, как Сергей Руднев, Константин Васильев, Светлана Зорюкова, Наталия Варламова, Александр Лаврентьев, Сергей Кравчук. Можно сказать, что сотрудничество с современными композиторами позволили создать Айнуру новый репертуар для русской гитары. А неутомимая активность музыканта способствует тому, что русская семиструнная гитара стала чаще появляться на значимых гитарных мероприятиях России и зарубежья.
В репертуаре музыканта более 15 концертов для гитары с оркестром. Для него написан ряд сочинений: «Дагестанский концерт» и «Концертная фантазия на цыганские темы» Виталия Харисова, Концерт для гитары с оркестром Рашида Калимуллина. Сольные программы: «От ренессанса до наших дней», «История инструментальной сюиты», «Августин Барриос. Жизнь и творчество», «Андрес Сеговия – испанский Орфей», «Русская фантазия», «Два гения одной эпохи»
Айнур – музыкант, чье незаурядное техническое мастерство, трепетное отношение к звуку, вдохновенное проникновение в художественную суть исполняемых произведений получило признание коллег-профессионалов в России и за рубежом.
В сентябре 2017 г. музыкант дебютировал в Концертном зале им. П.И. Чайковского, в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра России им. Е.Ф. Светланова он исполнил Адажио из концерта Х.Родриго «Аранхуэз».
Не менее значимым событием стало выступление в Melba Hall (Мельбурн, Австралия). В октябре 2018 г. совершил весьма успешное дебютное турне в США.
С 2005 года Айнур совмещает концертную и организационную деятельность. Автор и руководитель успешно реализованных крупных проектов:
- Международный фестиваль «Классическая гитара в XXI веке» (ежегодно с 2007 г.);
- Международный конкурс имени С.Д. Орехова (2009, 2015, 2017, 2019 гг.);
- Абонементы «Диалоги с гитарой» (2010 г.), «Посвящение гитаре» (2012, 2013, 2015 гг.), Казань;
- Международный онлайн-фестиваль «Русское гитарное наследие» (2020г.).
Айнур преподает в Казанской государственной консерватории им Н.Г. Жиганова, Казанском музыкальном колледже им. И.В. Аухадеева и Детской школе искусств № 15.
Музыкант записал четыре сольных: Guitar Recital, «Русская фантазия», «Гитара на бис» (музыкальное издательство «Арт-Сервис», Москва) и «Эволюция семиструнной гитары» (Vision fugitive, Франция).
Отзывы
Заслуженный артист России, профессор РАМ имени Гнесиных Н.А. Комолятов:
«...Творческий портрет этого неординарного музыканта определяют безграничная любовь к своему инструменту, незаурядное техническое мастерство, трепетное отношение к звуку, вдохновенное проникновение в художественную суть исполняемых произведений, глубина и точность интерпретации. А также широчайший репертуар, включающий в себя сочинения композиторов разных эпох и стилей – от лютневой музыки эпохи Возрождения до композиций, написанных самым современным музыкальным языком…»
Заслуженный деятель искусств Республики Бурятия и Российской Федерации, кавалер ордена Дружбы В.А. Усович:
«…Айнур поразил нашу публику своей исполнительской культурой и интеллигентностью. В техническом владении инструментом он безукоризнен. Столь глубоким проникновением в стиль музыки может похвастать не каждая мировая знаменитость…»